Анна Асташина: если начал заниматься волейболом, то нужно любить его
Дата публикации: 02 ноября 2023
Источник: Пресс-служба Динамо-Ак Барс
Просмотров: 3204
Капитан «Динамо-Ак Барс-УОР» Анна Асташина рассказала о том, как дебютировала в основном составе казанской команды в 13 лет, объяснила, почему стала связующей, и назвала свои любимых авторов.
- Вы провели свой первый матч за «Динамо-Ак Барс» еще в 13 лет на Кубке Логиновой. Как это произошло?
- Так получилось, что остальные связующие «Динамо-Ак Барс» тогда были в сборных России – Евгения Старцева в первой национальной команде, Елизавета Попова – в молодежной. И выбор пал на меня. Очень хорошо помню свои эмоции. Первая игра была, кажется, против «Тулицы». В голове была каша. Я выходила против опытных взрослых игроков, не понимала, куда бежать. Но благодаря поддержке Оли Бирюковой и Марины Марюхнич стало полегче. Они объяснили, что нужно пасовать как обычно, получать удовольствие и ничего не бояться. Это просто игра, нужно выходить на нее с холодной головой. Я это приняла и использую до сих пор, за что им очень благодарна.
- Что тогда говорил вам Ришат Сиразутдинович Гилязутдинов?
- Он тоже много меня поддерживал, прекрасно понимая, что я совсем маленькая, и моя голова для связующей на таком уровне еще не сформирована. Он просто просил, чтобы я давала качество передачи, а если что-то не получалось, то говорил, что нужно успокоиться, подсказывал, кому лучше отдать мяч.
- И всего через несколько недель после того матча вы дебютировали в суперлиге в игре с «Сахалином». Помните свои ощущения?
- Первая команда «Динамо-Ак Барс» тогда готовилась к играм Кубка России. Предстоял длинный перелет в Южно-Сахалинск, и чтобы дать игрокам основы больше времени, руководство молодежной команды отправило молодежь на игру с «Сахалином». Но я в том матче провела не так много времени на площадке. Сильного волнения не было. Все понимали, что перед нами стоит команда суперлиги, взрослые девушки, и нам оставалось делать то, что мы умеем. У нас это получилось хорошо, как оказалось. Тренер был доволен, в первой команде после возвращения в Казань нам сказали «спасибо», потому что, по их словам, набирать очки в Сахалине молодежному составу до нас никому не удавалось.
- А как вы оказались в Казани?
- Мой путь в «Динамо-Ак Барс» был, скажем так, извилистым. Сначала я улетела из Красноярска в Санкт-Петербург на несколько месяцев из-за работы моей мамы, провела там сбор и один учебный месяц была там с командой. Затем мы с мамой переехали в Москву, так что оставшуюся часть сезона-2018/19 я провела там. И уже в конце того сезона на соревнованиях «Летающий мяч» меня увидел Андрей Александрович Лебедев.
Интерес ко мне так же был из Одинцово, и я практически подписала контракт с «Заречьем», но мне позвонил Андрей Александрович и предложил приехать в Казань. На меня посмотрел Ришат Сиразутдинович, сказал, что ему нравится моя техника, нравится то, как я воспринимаю его слова, как слушаю, что говорит тренер. Мне сказали, что я могу остаться в команде, и я помню, как говорила маме сквозь слезы, что очень хочу играть в Казани. Я видела атмосферу, которая была в раздевалке перед игрой, видела девочек, которыми восхищалась по телевизору, а затем встретила уже в реальной жизни. Это были мои кумиры, и они ими остались. Я поняла, что хочу остаться в «Динамо-Ак Барс».
- В Одинцово попасть в основной состав, наверное, было бы проще. Это вас не остановило?
- Конечно, в Казани сложнее, но что в Одинцово, что в «Динамо-Ак Барс-УОР» я бы шла к новому тренеру, и мне нужно было бы заново все доказывать. Вариант с Казанью мне понравился больше.
- А почему в детстве вы выбрали именно волейбол, а не какой-то другой вид спорта?
- На самом деле, у меня мама тренер по теннису, а еще в детстве я ходила на тхэквондо и плавание. Но когда моя бабушка привела меня на тренировку по волейболу к своей подруге, я взяла мяч и стала набивать его у стенки, мне так понравилось. И я сразу сказала, что хочу остаться и заниматься волейболом дальше.
- Вы сразу стали связующей?
- Я была универсальным игроком, который и нападал, и пасовал. А потом тренер решил, что с моими руками и ростом больше подходит амплуа связующей. И я не жалею, что стала пасовать. Иногда хочется понападать, получить кураж от атаки, забитых мячей, но со временем я научилась получать удовольствие от передач, пасов на один блок, чтобы мой игрок мог забить красиво и легко. Я научилась получать удовольствие от классной защиты, подачи и блока. Мой первый тренер как-то сказал, что нужно любить волейбол в себе, а не себя в волейболе. Благодаря этому, проще понимать, что тебе говорят тренеры, как исправлять ошибки, над чем нужно работать, чтобы становиться лучше. Если ты начал заниматься волейболом, то нужно любить его.
- Наверное, в начале августа вы еще не предполагали, что начнете сезон в первой команде...Какие планы вообще строили на этот год?
- Да, я настраивалась на сезон в молодежной лиге, хотелось закрепить те знания и навыки, которые у меня были на тот момент. С приходом Дениса Владиславовича мы стали получать те же нагрузки и знания, что и в команде суперлиги. Подготовка к сезону шла очень хорошо, мы хорошо поработали. К сожалению, Полина Матвеева получила травму, и так получилось, что меня вызвали в первую команду.
- Что самое сложное для вас при переходе из молодежного волейбола в суперлигу?
- Я бы сказала, что чуть-чуть сложнее в защите, а, в целом, все то же самое. Чуть скорость иная. Да, требуют больше качества, но, в принципе, я готова к этому. Разве что в основной команде не хватало нагрузки на площадке для 18-летней девушки, которая рвется в бой.
- Почерпнули для себя что-то интересное, поработав с Верой Ветровой и Анастасией Ануфриенко?
- Я училась у них зрительно. Они работали на тренировках, и я смотрела за тем, как и что они делали. Я слышала, что говорили им тренеры, и запоминала это. Можно сказать, что в теоретическом плане в первой команде я получала все то же, что и они. Теперь буду использовать эти знания.
- Для вас молодежный волейбол уже как прочитанная книга? Удивить чем-то сложно?
- Молодежку можно назвать лигой сюрпризов. Ты никогда не знаешь, как сыграют молодые девочки в силу их возраста и женской непредсказуемости в целом. Мы настраиваемся, стараемся, учимся этой стабильности, и все же молодежь есть молодежь. Новички есть и у нас, и в других командах, кого-то знаешь чуть лучше, кого-то чуть хуже. Сезон будет очень интересным.
- В «Динамо-Ак Барс-УОР» вы уже несколько лет, и кто-то из молодых будет брать с вас пример. Готовы им помогать?
- Если меня попросят, я никогда не откажу в помощи. К ответственности я привыкла. У меня получается взаимодействовать с молодыми игроками в команде. Где-то им нужно дополнительно показать и объяснить некоторые упражнения. Это нормальный рабочий процесс. Я готова помогать им, и мне это даже нравится.
- Вашей команде совсем скоро защищать титул обладателей Кубка Молодежной лиги. Чем запомнилась прошлогодняя победа в Калининграде?
- Самые большие эмоции были в полуфинале, когда мы вытащили игру с «Локомотив-СШОР», уступая 0-2. Получилось так, что в молодежную команду на усиление были отправлены Татьяна Костина и Полина Ковалева, и нам нужно было время, чтобы сыграться, поймать коннект. Поэтому, наверное, игра с «Локомотивом» так затянулась. А в финале с «Енисеем» было уже проще. Эмоции были спокойнее, мы просто делали то, что умеем и любим.
- Какие передачи во время игры доставляют вам больше всего удовольствия?
- Когда нападающий забивает на пустой сетке, на разорванном блоке. Это может быть любая комбинация. Если получится в «четыре» вывести на чистую сетку, я получу от нее максимальное удовольствие, если в «два» – тоже самое. Но также мне нравятся свои скидки, передачи на атаки первым темпом – назвать что-то одно сложно.
- Кто из связующих вам нравится больше всего?
- Элиф Шахин из «Эджзаджибаши», Бояна Дрча и Майя Огненович из зарубежных. А из российских игроков слежу за Женей Старцевой и Ириной Филиштинской.
- Чем вы увлекаетесь помимо волейбола?
- Я люблю рисовать и очень-очень люблю читать. У меня в комнате есть своя библиотека. Целая полка от и до забита книгами, и по большей части это детективы и триллеры.
- Агата Кристи или кто-то из современных авторов?
- Мне нравится французский писатель Франк Тилье. Он пишет достаточно откровенно, рейтинг 18+, и в его детективах много жестких описаний. А Агату Кристи я очень люблю слушать во время перелетов, когда можно расслабиться. Также я обожаю приключения Шерлока Холмса, переслушивала их несколько раз. Читать я полюбила не с самого детства, а лет в 13, когда поняла всю прелесть чтения. В фильме тебе могут все рассказать и показать, а в книге ты используешь свою фантазию, можешь придумать и увидеть даже больше, чем на экране.
- Книги в вашей библиотеке именно бумажные? Это же не так удобно, как аудиоформат.
- Да, обязательно бумажные. Ты получаешь от такой книги особое удовольствие. От шелеста страниц, от запаха новой книги... Это непередаваемое ощущение.
- Что читаете сейчас?
- Прямо сейчас со мной книга Франка Тилье «Комната мертвых». А дома на тумбочке роман Анны Джейн «Влюбленная ведьма».
- Так получилось, что остальные связующие «Динамо-Ак Барс» тогда были в сборных России – Евгения Старцева в первой национальной команде, Елизавета Попова – в молодежной. И выбор пал на меня. Очень хорошо помню свои эмоции. Первая игра была, кажется, против «Тулицы». В голове была каша. Я выходила против опытных взрослых игроков, не понимала, куда бежать. Но благодаря поддержке Оли Бирюковой и Марины Марюхнич стало полегче. Они объяснили, что нужно пасовать как обычно, получать удовольствие и ничего не бояться. Это просто игра, нужно выходить на нее с холодной головой. Я это приняла и использую до сих пор, за что им очень благодарна.
- Что тогда говорил вам Ришат Сиразутдинович Гилязутдинов?
- Он тоже много меня поддерживал, прекрасно понимая, что я совсем маленькая, и моя голова для связующей на таком уровне еще не сформирована. Он просто просил, чтобы я давала качество передачи, а если что-то не получалось, то говорил, что нужно успокоиться, подсказывал, кому лучше отдать мяч.
- И всего через несколько недель после того матча вы дебютировали в суперлиге в игре с «Сахалином». Помните свои ощущения?
- Первая команда «Динамо-Ак Барс» тогда готовилась к играм Кубка России. Предстоял длинный перелет в Южно-Сахалинск, и чтобы дать игрокам основы больше времени, руководство молодежной команды отправило молодежь на игру с «Сахалином». Но я в том матче провела не так много времени на площадке. Сильного волнения не было. Все понимали, что перед нами стоит команда суперлиги, взрослые девушки, и нам оставалось делать то, что мы умеем. У нас это получилось хорошо, как оказалось. Тренер был доволен, в первой команде после возвращения в Казань нам сказали «спасибо», потому что, по их словам, набирать очки в Сахалине молодежному составу до нас никому не удавалось.
- А как вы оказались в Казани?
- Мой путь в «Динамо-Ак Барс» был, скажем так, извилистым. Сначала я улетела из Красноярска в Санкт-Петербург на несколько месяцев из-за работы моей мамы, провела там сбор и один учебный месяц была там с командой. Затем мы с мамой переехали в Москву, так что оставшуюся часть сезона-2018/19 я провела там. И уже в конце того сезона на соревнованиях «Летающий мяч» меня увидел Андрей Александрович Лебедев.
Интерес ко мне так же был из Одинцово, и я практически подписала контракт с «Заречьем», но мне позвонил Андрей Александрович и предложил приехать в Казань. На меня посмотрел Ришат Сиразутдинович, сказал, что ему нравится моя техника, нравится то, как я воспринимаю его слова, как слушаю, что говорит тренер. Мне сказали, что я могу остаться в команде, и я помню, как говорила маме сквозь слезы, что очень хочу играть в Казани. Я видела атмосферу, которая была в раздевалке перед игрой, видела девочек, которыми восхищалась по телевизору, а затем встретила уже в реальной жизни. Это были мои кумиры, и они ими остались. Я поняла, что хочу остаться в «Динамо-Ак Барс».
- В Одинцово попасть в основной состав, наверное, было бы проще. Это вас не остановило?
- Конечно, в Казани сложнее, но что в Одинцово, что в «Динамо-Ак Барс-УОР» я бы шла к новому тренеру, и мне нужно было бы заново все доказывать. Вариант с Казанью мне понравился больше.
- А почему в детстве вы выбрали именно волейбол, а не какой-то другой вид спорта?
- На самом деле, у меня мама тренер по теннису, а еще в детстве я ходила на тхэквондо и плавание. Но когда моя бабушка привела меня на тренировку по волейболу к своей подруге, я взяла мяч и стала набивать его у стенки, мне так понравилось. И я сразу сказала, что хочу остаться и заниматься волейболом дальше.
- Вы сразу стали связующей?
- Я была универсальным игроком, который и нападал, и пасовал. А потом тренер решил, что с моими руками и ростом больше подходит амплуа связующей. И я не жалею, что стала пасовать. Иногда хочется понападать, получить кураж от атаки, забитых мячей, но со временем я научилась получать удовольствие от передач, пасов на один блок, чтобы мой игрок мог забить красиво и легко. Я научилась получать удовольствие от классной защиты, подачи и блока. Мой первый тренер как-то сказал, что нужно любить волейбол в себе, а не себя в волейболе. Благодаря этому, проще понимать, что тебе говорят тренеры, как исправлять ошибки, над чем нужно работать, чтобы становиться лучше. Если ты начал заниматься волейболом, то нужно любить его.
- Наверное, в начале августа вы еще не предполагали, что начнете сезон в первой команде...Какие планы вообще строили на этот год?
- Да, я настраивалась на сезон в молодежной лиге, хотелось закрепить те знания и навыки, которые у меня были на тот момент. С приходом Дениса Владиславовича мы стали получать те же нагрузки и знания, что и в команде суперлиги. Подготовка к сезону шла очень хорошо, мы хорошо поработали. К сожалению, Полина Матвеева получила травму, и так получилось, что меня вызвали в первую команду.
- Что самое сложное для вас при переходе из молодежного волейбола в суперлигу?
- Я бы сказала, что чуть-чуть сложнее в защите, а, в целом, все то же самое. Чуть скорость иная. Да, требуют больше качества, но, в принципе, я готова к этому. Разве что в основной команде не хватало нагрузки на площадке для 18-летней девушки, которая рвется в бой.
- Почерпнули для себя что-то интересное, поработав с Верой Ветровой и Анастасией Ануфриенко?
- Я училась у них зрительно. Они работали на тренировках, и я смотрела за тем, как и что они делали. Я слышала, что говорили им тренеры, и запоминала это. Можно сказать, что в теоретическом плане в первой команде я получала все то же, что и они. Теперь буду использовать эти знания.
- Для вас молодежный волейбол уже как прочитанная книга? Удивить чем-то сложно?
- Молодежку можно назвать лигой сюрпризов. Ты никогда не знаешь, как сыграют молодые девочки в силу их возраста и женской непредсказуемости в целом. Мы настраиваемся, стараемся, учимся этой стабильности, и все же молодежь есть молодежь. Новички есть и у нас, и в других командах, кого-то знаешь чуть лучше, кого-то чуть хуже. Сезон будет очень интересным.
- В «Динамо-Ак Барс-УОР» вы уже несколько лет, и кто-то из молодых будет брать с вас пример. Готовы им помогать?
- Если меня попросят, я никогда не откажу в помощи. К ответственности я привыкла. У меня получается взаимодействовать с молодыми игроками в команде. Где-то им нужно дополнительно показать и объяснить некоторые упражнения. Это нормальный рабочий процесс. Я готова помогать им, и мне это даже нравится.
- Вашей команде совсем скоро защищать титул обладателей Кубка Молодежной лиги. Чем запомнилась прошлогодняя победа в Калининграде?
- Самые большие эмоции были в полуфинале, когда мы вытащили игру с «Локомотив-СШОР», уступая 0-2. Получилось так, что в молодежную команду на усиление были отправлены Татьяна Костина и Полина Ковалева, и нам нужно было время, чтобы сыграться, поймать коннект. Поэтому, наверное, игра с «Локомотивом» так затянулась. А в финале с «Енисеем» было уже проще. Эмоции были спокойнее, мы просто делали то, что умеем и любим.
- Какие передачи во время игры доставляют вам больше всего удовольствия?
- Когда нападающий забивает на пустой сетке, на разорванном блоке. Это может быть любая комбинация. Если получится в «четыре» вывести на чистую сетку, я получу от нее максимальное удовольствие, если в «два» – тоже самое. Но также мне нравятся свои скидки, передачи на атаки первым темпом – назвать что-то одно сложно.
- Кто из связующих вам нравится больше всего?
- Элиф Шахин из «Эджзаджибаши», Бояна Дрча и Майя Огненович из зарубежных. А из российских игроков слежу за Женей Старцевой и Ириной Филиштинской.
- Чем вы увлекаетесь помимо волейбола?
- Я люблю рисовать и очень-очень люблю читать. У меня в комнате есть своя библиотека. Целая полка от и до забита книгами, и по большей части это детективы и триллеры.
- Агата Кристи или кто-то из современных авторов?
- Мне нравится французский писатель Франк Тилье. Он пишет достаточно откровенно, рейтинг 18+, и в его детективах много жестких описаний. А Агату Кристи я очень люблю слушать во время перелетов, когда можно расслабиться. Также я обожаю приключения Шерлока Холмса, переслушивала их несколько раз. Читать я полюбила не с самого детства, а лет в 13, когда поняла всю прелесть чтения. В фильме тебе могут все рассказать и показать, а в книге ты используешь свою фантазию, можешь придумать и увидеть даже больше, чем на экране.
- Книги в вашей библиотеке именно бумажные? Это же не так удобно, как аудиоформат.
- Да, обязательно бумажные. Ты получаешь от такой книги особое удовольствие. От шелеста страниц, от запаха новой книги... Это непередаваемое ощущение.
- Что читаете сейчас?
- Прямо сейчас со мной книга Франка Тилье «Комната мертвых». А дома на тумбочке роман Анны Джейн «Влюбленная ведьма».