VK  YouTube

Наталья Суворова: каталась на коньках в Казани - и вдруг звонок из «Динамо-Ак Барс»

Дата публикации: 14 ноября 2022
Источник:
Просмотров: 3247
Блокирующая «Динамо-Ак Барс» Наталья Суворова была признана лучшим игроком матча 7-го тура Pari Суперлиги. В интервью она вспомнила, благодаря кому стала заниматься волейболом, как перешла в казанскую команду, и рассказала о своих увлечениях.
 
- Наталья, когда и как вы начинали заниматься волейболом?
- Мой дедушка очень любит волейбол, и раньше, когда мы ездили с семьей на отдых, он всегда брал с собой мячик и играл на пляже. Я, как любознательный ребенок, наблюдала за этим, интересовалась, что же это за игра такая, и мне тоже хотелось покидать мячик. Он стал меня учить. Мы играли-играли, и родители подумали, а почему бы не отдать дочку в волейбольную секцию, раз ей так нравится. Тем более, все данные для этого у меня были. Я была самой высокой в классе. Около дома была волейбольная секции от спортшколы «Олимп» (сейчас это «Москва-98»), и я пошла в нее учиться с пятого класса. 
 
- Какими-то другими видами спорта вы еще увлекались?
- У меня в школе была секция по бадминтону, на которую я ходила. Мне нравилось летом играть с мамой. Также я занималась танцами и рисованием.  Оказавшись в волейбольной секции, я практически сразу поехала на сборы. Произошло первое и такое неожиданное для ребенка расставание с мамой, но там были тренеры, много знакомых девочек. Мне все понравилось, и я не осталась в обычной школе, а пошла в спортивную.
 
- Как произошел переход в систему «Северянки»?
- В 14 лет я уехала от родителей и сменила большой город (Москва) на Череповец. Получилось так, что после турнира в Сардинии меня заметил тренер юниорской сборной Александр Кариков и пригласил в «Северянку». Я недолго думала и даже уговаривала маму отпустить меня в команду, так как знала девочек, которые туда собирались, была знакома с тренером. Мама меня поддержала, и буквально через неделю я уже была со своими вещами в Череповце.
 
- Всегда удивляет, как в 14 лет дети решаются на такие поступки. 
- Я знала, куда еду. Меня не интересовали развлечения или прогулки по городу. В Череповце было комфортное для меня место, где играли мои подруги, где был тренер, с которым мне нравилось работать. Я ехала туда работать над собой и добиваться целей.
 
- Откуда у вас такая целеустремленность? Что вас  так мотивировало?
- Когда я побывала на первом турнире со сборной России, посмотрела, какие возможности могут открыться, если заниматься спортом, то подумала: «А почему бы и не попробовать? Такой шанс дается немногим, и глупо им не воспользоваться».

- В детстве у вас были кумиры среди спортсменов?
- Если честно, лет до 14 я не особо внимательно наблюдала за игроками, хотя, конечно, следила и ходила в Москве на игры. Кумиры стали появляться уже позже. У каждого игрока хотелось взять что-то интересное, добавить свою изюминку. Меня вдохновляли рассказы Александра Викторовича Карикова о более старших воспитанницах. Он ставил в пример Викторию Пушину, которая стала лучшей блокирующей юниорского чемпионата Европы, и я с замиранием сердца слушала, смотрела на нее, когда она играла в «Северянке». Мне хотелось быть, как она.

- А как принимали в команде Высшей лиге А девочку 16-17 лет, которая рвется в основу, хочет играть, а не просто стоять в квадрате? 
- Само собой конкуренция была, ведь никому не хочется уступать место в составе 16-летнему игроку. Я еще приехала в команду достаточно поздно – уже после юношеского чемпионата мира. Я знала, что у нас будет новый темп из «Сахалина», а с ней в команде было уже пять блокирующих в составе. Были переживания на этот счет. Как я буду играть? Как буду тренироваться? А что если... Но так получилось, что один игрок получил травму, и с первых же матчей меня стали ставить в состав, и мы уверенно провели сезон.

- Титул MVP чемпионата мира на вас не давил или наоборот помогал?
- Конечно, помогал. Он дает уверенность, поддержку самой себе. Ты понимаешь, что раз я могу что-то сделать на международном уровне, то ничего не мешает мне быть лидером в чемпионате России. И это дает мотивацию. Раз я достигла этой награды в таком возрасте, нельзя снижать планку, опускать руки и расслабляться. Нужно и дальше доказывать, что я не просто так получила это звание.

- До вас самым ценным игроком чемпионата мира становились Наталья Перейра, Паола Эгону, несколько волейболистов сборной Китая... Как не перегореть, когда от вас ждут чудес?
- Нужно ставить планки все выше и выше. Когда ты достигаешь новых высот, хочется еще большего, и ты не перегораешь. Сейчас для меня эта планка – суперлига и «Динамо-Ак Барс».

- Как произошел ваш переход в казанский клуб? 
- Прошлой зимой я отдыхала с подругой как раз в Казани. Мы катались на коньках на набережной, смотрели на красоты города. И вдруг звонок с неизвестного номера. Я решила взять трубку и каково было мое удивление, когда мне сказали: «Здравствуйте, это Ришат Сиразутдинович Гилязутдинов». Получается, меня в Казани позвали играть в Казань.

- В «Динамо-Ак Барс» давали вам какую-то программу подготовки перед сезоном?
- Летом я дополнительно работала с фитнес-тренером по программе от клуба. Это делается для того, чтобы входить в форму после длительного отдыха, а мне хотелось приехать в Казань уже в хороших кондициях. И, конечно, никуда без волейбола. Играла на площадке, на улице, в парке. Пляжка? Нигде летом не отдыхала, так как сдавала экзамены в школе.

- Как успехи с оценками?
- Я закончила 11-й класс на «отлично» и успешно сдала ЕГЭ.

- Несколько бывших волейболисток «Северянки» уехали летом играть во Францию. Вас не звали?
- Звали, но я хотела играть в Казани. Каждый сам делает выбор, что ему нужно, и где хочется играть. Франция – это хороший выбор, но я посчитала, что Казань для меня будет лучше.

- Какие особенности волейбола в суперлиге вы бы отметили для себя в первые месяцы игры за «Динамо-Ак Барс»?
- Начнем с календаря. Игры проходят каждую неделю, соответственно у нас больше перелетов. Также в Высшей лиге А матчи спаренные, и если ты плохо провел первый, можно реабилитироваться на следующий день. В суперлиге такого нет. Нужно с первого очка доказывать, кто лучше на площадке. Мой чемодан на выездных матчах сейчас намного легче, чем был в вышке.

Скорость игры в суперлиге выше, и я, как блокирующая, прочувствовала это на себе. Отличается тактика игры, другой класс нападающих. Идет четкий разбор команд, и разбираем не только мы, и но и нас, так что сложнее забивать. Чувствуется, что против тебя играют опытные люди. Когда видишь перед собой двухметровый блок, это непривычно после каких-то юниорских соревнований, но это дает огромный уровень роста и опыта. Ты учишься обыгрывать таких соперников, и это дает многое.

- Ваш первый матч за «Динамо-Ак Барс» был в Минске. Какие были эмоции? Поставили галочку, что сыграли в суперлиге?
- Галочку я поставила еще на Спартакиаде, так как там нам противостояли серьезные соперники. Какого-то «вау» в Минске у меня не было. К тому моменту мы уже прошли определенный путь, девчонки стали родными для меня. Я выходила на площадку с радостью и уверенностью.

- Какая игра запомнилась больше всего?
- Каждый матч был насыщен эмоциями, и из каждой игры я что-то для себя забрала. Матч с Минском, конечно, запомнился, и я бы еще отметила игру с «Уралочкой». Сначала мы проигрывали, а потом вытащили и победили. Лично у меня было очень много положительных эмоций после того матча.

Несомненно, не забуду нашу победу в Суперкубке России. Эмоций было выше крыши. Мы так настраивались на тот матч! Я не выходила на площадку, но мы в квадрате для запасных очень яро поддерживали девчонок. Настолько сильно еще поддерживали атмосферу болельщики «Локомотива», и мы ощущали себя на площадке, так как нельзя было расслабиться даже стоя в стороне. К тому же мы понимали, что в любой момент сами могли выйти, чтобы помочь команде.

- Давайте возьмем сильные качества блокирующих «Динамо-Ак Барс» и соберем идеального игрока. Чтобы вы позаимствовали, к примеру, у Ирины Королевой?
- Заря – большая молодец. Я смотрю на нее и восхищаюсь. Мне нравится ее подача, сильная и стабильная. И в нападении она одной кисточкой добивает до пола, раскидывает мячи по пустым местам.

У Ангелины Лазаренко прекраснейший блок, невероятный прыжок. И с замиранием сердца могу смотреть на ее «фасты», когда она забивает с высоты пятиэтажного дома.

Тася – невероятно быстрая, и она технически очень грамотно ставит блок. Это мне очень нравится. Она очень четко и красиво переносит руки при блокировании. Очень легкая, прыгучая и техничная. У нее можно многому поучиться. Я пытаюсь брать что-то хорошее у всех игроков своего амплуа, смотрю, кто как заносит руки, кто перекручивает блок и так далее. Это мотивирует и помогает становиться лучше.

- Расскажите о ваших увлечениях помимо волейбола?
- Я изучаю китайский язык. Раньше не хотела об этом рассказывать, но сейчас говорю на достаточно уверенном уровне. Это пошло из моей любви к китайской культуре. В ней очень много интересного, а тот факт, что китайский считается одним из самых сложных в мире, стал для меня дополнительным вызовом. Изучение идет достаточно просто, все получается. И это хороший способ отвлечься от волейбола. Когда в жизни только работа, это не очень хорошо. Начинаешь зацикливаться, загоняться, и это только вредит.

- Как именно вы изучаете китайский язык?
- Провожу занятия с репетиторами в режиме онлайн. Одна девушка – китаянка из Пекина, с которой мы составляем диалоги и болтаем, а вторая - русская, которая владеет двумя языками. Она помогает мне с грамматикой, правильным построением предложений.

- Китайский - реально сложный язык?
- Я бы не сказала. Совершенно возможный для изучения, особенно если у тебя хорошая память. Грамматика у них достаточно простая, а из сложного – иероглифы и фонетика.

А еще я люблю кондитерское дело.

- Это влияние Ярославы Симоненко?
- Когда я приехала в Казань и узнала, что Ярик делает шоколад, то была в полном восторге. Она делает свой шоколад без сахара и совершенно натуральным, а я люблю экспериментировать с ним в плане дизайна, как-то украшать его, рисовать на нем. Также я люблю печь – вафельки, тортики, капкейки. Иногда даже балую девчонок в раздевалке. Они в восторге от моих вафельных трубочек со сгущенкой.

- Как вы встретили Гайлу Гонсалес? Она только прилетела в Россию – и сразу матчи в Сибири.
- Мы прекрасно понимали ее шок, но очень помогали, веселили, чтобы ей было проще. Она сама очень позитивный человек, который любит пошутить. Мы сами не так часто бываем в Сибири, и для нас какие-то вещи были в новинку. Даже не знали, как объяснить Гайле, что в российских аэропортах не всегда висят шкуры из волка и лисы, как это было в Красноярске. Сначала она была в шоке.

Плюс Гайла прилетела из Доминиканской Республики, где сейчас жара «плюс 28-30», а в Красноярске ночью было «минус 7», и уже снег прошел. Но она хорошо влилась в команду, есть уже свои шутки.