VK  YouTube

Брешчич: Влюбился в волейбол 50 лет назад

Дата публикации: 24 февраля 2020
Источник: Пресс-служба Динамо-Казань
Просмотров: 1898
Хорватский тренер «Динамо-Казань» Борис Брешчич рассказал о своей карьере в волейболе, о знакомстве с Карполем и Гамовой, а также о том, как решил перебраться работать в Россию.  
 
- Борис, когда в вашей жизни появился волейбол?
- 50 лет назад. Я увидел, как на улице играет красивая девушка, и сказал, что буду заниматься волейболом. Так я полюбил эту игру (смеется). А профессионально – немного позднее. Я играл на позиции связующего, а затем стал тренером хорватской команды «Пула». Потом было много всего: основная и молодежная сборная Хорватии, «Уралочка», работа с Николаем Карполем, а сейчас я в Казани и надеюсь, что смогу принести пользу клубу своими знаниями и опытом. Со сборной Хорватии удавалось доходить до финалов чемпионатов Европы – дважды мы проигрывали российской национальной команде. В какой-то момент я понял, что устал и хочу нового вызова, и приехал в Россию. Что сказать о Казани? Здесь суперорганизация, в которой все – профессионалы. Мне нравится, что в этом клубе хотят побеждать, и это подходит мне по характеру. Клуб движется шаг за шагом к своей цели, а сейчас думает о том, чтобы вырастить новое поколение игроков, которое в скором будущем может стать основой для сборной России. Если они будут работать над собой, то со временем станут чемпионами мира и олимпийскими чемпионами.
 
- Расскажите о знакомстве с Николаем Васильевичем Карполем. Как оно произошло?
- Эта интересная история. Для Югославии Николай Карполь – легенда, величайший волейбольный тренер. Тогда я работал в «Пуле», и наша молодежная команда несколько раз становилась лучшей в своем возрасте, несмотря на очень сильных соперников. Все ждали, что будут выигрывать клубы из Белграда и Загреба, а побеждала «Пула». Один год, второй…. И Карполь заинтересовался. Он спросил, кто же тренирует эту команду? Ему сказали про меня и назвали сложным парнем, но Карполь захотел со мной познакомиться. Он приехал в Пулу, мы встретились и пообщались. У меня дух захватило, когда я впервые его увидел. Это же Карполь! Чемпион Олимпиады, чемпион мира и Европы, выигрывал Кубок чемпионов. Просто как бог для меня. Но главное, что он не просто великий тренер, а классный человек. Очень умный, любит волейбол. Мы стали общаться и подружились. Вообще, приезд Карполя очень помог становлению волейбола на Балканах. Наши тренеры увидели его систему, поняли, как нужно работать. Что особенно впечатляет в Карполе, это его талант организатора. Он может контролировать все, и это феноменально. А его крики во время игр это всего лишь часть шоу, нужно относиться к этому так. Он делает волейбол интереснее, разве не так? Мне кажется, что для многих волейбол ассоциируется с Карполем. Очень рад, что судьба свела меня с ним. 
 
- В Хорватии вы успели поработать с Екатериной Гамовой. Хорошо помните, как она оказалась в вашей команде?
- Тогда волейбол в Хорватии выходил из кризиса, и в России решили нам помочь. В наши клубы отправляли молодых игроков из чемпионата России, и одним из них была Екатерина Гамова. Она была совсем юной, наверное, впервые приехала заграницу. Ей было 16-17 лет, как я помню. Красивая, умная, как и сейчас, и уже тогда было видно, что у неё большое будущее. Карполь увидел, как она играет за «Пулу», и сразу сказал мне: «Так, Гамова возвращается в «Уралочку». Меня тогда поразил её характер. Она знала, чего хочет от жизни, и шла к своей цели. Екатерина стала суперзвездой не только на площадке, но и в жизни. Как человек, она звезда, пример для подражания, а такое среди спортсменов случается не всегда. Можно быть лучшим в своем виде спорта, но в жизни не соответствовать своему статусу. Гамова и другие игроки сборной России, как Ирина Кириллова, Евгения Артамонова, Любовь Соколова, отличались именно тем, что у них было сочетание высококлассной игры, красоты и характера. Это всегда восхищало. Наши девчонки в Хорватии учились у них профессионализму и дисциплине. Ведь если нет дисциплины, не получится ничего.
 
- Чем запомнилась вам по игре в Хорватии Саманта Фабрис?
- Конечно, я видел её в Хорватии. Она была очень талантливым молодым игроком, играла в «Пуле», а потом уехала в Италию.  У неё тоже чемпионский характер. Ей хочется побеждать, становиться лучшей. Она профессионал.
 
- Что было самым сложным для вас после переезда в Россию? Наверняка, пришлось долго привыкать к затяжным перелетам.
- Я знал, что Россия – великая страна, и был готов ко всему. В Европе много говорили о том, какие у вас проблемы, как здесь плохо, но это антипропаганда. За последние годы многое изменилось в лучшую сторону, и, например, когда я впервые оказался в России в начале 90-х, меня многое удивило. Это была Алушта, мы проводили там сборы. Вокруг не было ничего – никакой инфраструктуры, которая была в Европе. Я тогда думал, как это возможно? Но, как я уже сказал, многое изменилось, и я с удовольствием фотографирую красивые места и показываю их своим знакомым в Европе. Когда некоторые из них слышат, что я живу в Татарстане, то от незнания переспрашивают, что это такое за место. Я говорю, что здесь феноменально, все супер. И я очень рад, что во время футбольного чемпионата мира туристы со всего мира смогли в этом убедиться. В СМИ им говорили, что в России все плохо, а они сами увидели, что здесь красиво. Конечно, всегда хочется, чтобы было еще лучше. Но если хочется лучше, нужно много работать.
 
Что касается расстояний, то я вспоминаю, как однажды добирался до Екатеринбурга на поезде и спросил, как долго мне ехать. Мне сказали, что это близко  - всего один день. Для нас быстро – это 30-50 километров, а в России – день на поезде. Мне было легче адаптироваться в вашей стране, так как балканский характер похож на менталитет жителей России. У нас тоже большое желание побеждать и быть первыми, показать, что мы лучшие. А в спорте от характера зависит очень многое – нужно переламывать себя и доказывать каждый день.
 
- Вам поступали предложения стать главным тренером клуба Суперлиги?
- У меня были разные предложения стать главным и не только в России, но я отказывался. Это не то, что мне сейчас нужно, я уже в возрасте, и могу использовать свой опыт по-другому.  Могу дать совет, подсказать то, что увидел, но позиция главного сейчас не для меня. 
 
- В «Динамо» есть игроки разных возрастов, и как вам удается находить общий язык со всеми?
- Нужно выстраивать отношения с каждым и думать головой. Существует много программ, заданий, подходов, и задача тренера выбрать, что именно подходит тому или иному спортсмену. Нужно помнить о том, перегружен игрок или нет, успел он восстановиться после перелета или после поезда. Если не рассчитать это, случится травма, а это плохо для команды. Поэтому каждое решение нужно тщательно обдумывать и находить индивидуальный подход. К примеру, одному игроку подходит какое-то упражнение, а другому оно противопоказано, и если нагрузить всех одинаково, будут проблемы. 
 
Я привык общаться с молодыми спортсменами. За свою жизнь я тренировал теннисистов, лыжников, волейболистов, поэтому знаю, как реагировать на разных людей. Среди них были, как и возрастные атлеты, так и совсем юные. Главное правило, которому я стараюсь обучить молодежь, это уважение к старшим и отношение к работе. Времена меняются, но дисциплина была важна раньше, она важна и сейчас. Культура в отношениях была важна раньше, она важна и сейчас. Не забывайте о словах «спасибо», «пожалуйста», несите позитив. Молодому поколению хочется всего и сразу – чтобы в 18 лет у них было много денег, квартира, машина, слава и свобода – но так не получается. А когда не получается, портится настроение, ты злишься, когда тебя критикуют. И вот в этом случае очень важно найти подход, направить спортсмена на правильный путь. Важно выходить из сложных ситуаций с позитивным настроем. Негатив не помогает решать вопросы.